сокин.рф, Сокин Алексей Анатольевич, сайт Сокина, Управдом, Народный университет
Перейти на главную страницу Сокин.рф



Выступления




Интерактивная приёмная
Вы хотите что-то спросить?

Вам нужна консультация?

У вас проблемы?

Обращайтесь в интерактивную приёмную и мы поможем Вам!




Количество ответов:
42
тематика обращений:
Контакты

Личный прием граждан ведется по понедельникам (первый и третий понедельник месяца) - ул. Думская, 1 (Омский городской Совет, каб. 117)

с 15.00 до 18.00

(Помощник – Тараканова Карина Рафаэльевна)

Прием обращений ведется ежедневно с 10:00 до 13.00 по адресу: ул. Думская, 1, Омский городской Совет, каб.102, каб. 117, телефоны: 977-106, 977-102 (телефон мобильный).


Личные контакты: Телефон сотовый: 28-23-58 e-mail: sokin@bk.ru

  
Главная » 2011 » Август » 29 » О полезности децентрализации или о будущем местного самоуправления
21:20
О полезности децентрализации или о будущем местного самоуправления

«…централизация полномочий в любом государстве и даже в таком сложном федеративном государстве, как Россия, не может продолжаться бесконечно…» – Д.А. Медведев.


 

Неужели вопрос местного самоуправления наконец-то сдвинулся с «мёртвой точки»? Совсем недавно было объявлено о разработке по поручению Президента проекта реформы «вертикали власти», изменении соотношения ресурсов и полномочий между федеральным Центром, региональной и муниципальной властью. Эта тема вызвала у меня живейший интерес. В данной заметке я поведу речь, в первую очередь, о местном самоуправлении, так как эта тема мне ближе – я серьёзно занимаюсь ею уже около десяти лет. работа предстоит колоссальная, ведь в нашей стране больше 24 тысяч муниципальных образований! Особенно если учитывать, что лишь около 5 % муниципалитетов в состоянии обеспечить себя, остальные существуют на дотации.

Общее впечатление от инициативы Президента – «лучше поздно, чем никогда». О необходимости реформы местного самоуправления говорят уже давно – чуть меньше, чем юридически существует само местное самоуправление (с 1994 г.).

Количество функций органов государственной власти сокращать надо, это очевидно. Из подвергшихся ревизии 5 тысяч функций 20% в своё время были признаны избыточными, еще 30% – нуждающимися в уточнении. Все попытки государства сделать это «своими силами» оказались безуспешны. Может, стоит передать эти функции на местный уровень, где они будут естественным образом «отфильтрованы»?

Обращение к проблемам местного самоуправления в условиях снижения популярности власти не просто логично, это неизбежно. По большому счёту, демократию в её классическом (греческом) понимании наиболее полно обеспечивают два института: общественные объединения и местное самоуправление.

Если взглянуть на Европу, то можно увидеть, что вертикаль власти там носит как бы перевёрнутый характер: максимальные ресурсы сосредоточены именно на низовом уровне. И это, я считаю, абсолютно верно.

Опережаю критиков, готовых сказать, что «опыт Европы для России неприемлем». Во-первых, Россия в течение очень продолжительного времени адаптировала разный опыт Европы: от армии до философии. Во-вторых, господа, я был в Европе и скажу, что потребности обычных жителей в муниципалитетах в Европе и России одинаковы: чтобы улицы были освещены, гололёда не было и крыша не протекала.

Нечего бояться сепаратизма. Во-первых, перенося полномочия не на региональный, а на местный уровень, мы снимаем угрозу отторжения регионов (характерный пример – Швейцария). Во-вторых, хотим мы того или нет, но большинство граждан всё-таки исповедует жизненную позицию NIMBY («not in my backyard» – «только не на моём заднем дворе»), то есть локальные проблемы их интересуют гораздо больше проблем общегосударственных.

Темпы подготовки реформы стремительные: 27 июня – подписание Президентом распоряжения «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления»; 14 июля – окончание сбора рабочими группами предложений от регионов; 22 июля – определение концепции реформы. 15 сентября – предварительные доклады, содержащие основные принципы перераспределения полномочий; до 1 декабря 2011 года – итоговые доклады. Как член Совета Федерации, могу сказать что для реформы подобного масштаба темп задан очень высокий. С одной стороны, я считаю недостатком то, что на сбор предложений отвели слишком мало времени. С другой стороны, это можно трактовать и как попытку «не утонуть в обсуждениях». Разработка реформы возложена на считающимися одними из самых сильных управленцев на федеральном уровне Д.Н. Козака и А.Г. Хлопонина.

Думаю, что необходимо не только разграничить полномочия между тремя уровнями власти, но более подробно прописать функции и установить бюджетное соответствие им на двух уровнях местного самоуправления (поселения и муниципальные районы). В идеале регион не должен играть роль милостивого благодетеля, а муниципалитеты, особенно районы – просителя.

Кроме того, необходимо «доводить» реформу, совершенствуя систему муниципалитетов: принцип шаговой доступности вошёл в противоречие с принципом бюджетной обеспеченности; последний реализуется не всегда. На мой взгляд, муниципалитеты необходимо укрупнять, приближаясь к прежней системе.

Хочу обратить внимание на важную проблему, которая пока почти не затрагивалась, – кадровую. Проблема обеспеченности муниципалитетов кадрами острейшим образом стоит и сейчас, однако после передачи на муниципальный уровень новых функций востребованность в специалистах возрастёт ещё сильнее. Другой вопрос – готовность населения «воспринять» увеличившуюся ответственность, ведь местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение население вопросов местного значения. Я уверен, что при подготовленном населении кадровая проблема будет отчасти снята, ведь грамотному гражданину не нужен административный «куратор». Таким образом, проблему неготовности населения нужно решать превентивными мерами, уже сейчас запуская соответствующие социально-образовательные проекты.
Кроме того, необходимо увязать разрабатываемую реформу с уже реализуемыми мерами в муниципальной сфере, например, с практикой введения института сити-менеджеров.

Проблема бюджетного федерализма, неадекватности распределения налоговых ресурсов между Центром, регионами и муниципалитетами обсуждается давно. Неурегулированность этого важнейшего вопроса привела к тому, что налоговые механизмы неэффективны, подвержены коррупции, используются в качестве неформального метода давления на несогласных.

В общем, не может не радовать то, что проблемы муниципалитетов перестают быть ничтожными для федеральной власти. Как член Совета Федерации, я вижу, что число обсуждаемых вопросов, связанных с местным самоуправлением растёт. Кто-то иронично заметит, что эти мероприятия связаны с грядущими выборами. Ну и что? Во-первых, покажите хотя бы одну республику, где власть не мобилизуется и не стремится выглядеть особенно хорошей накануне выборов. Во-вторых, мне всё равно, что является исходной причиной инициирования реформы. Главное – процесс запущен и, даст Бог, в моём муниципалитете будут освещены улицы, гололёда не будет и крыша не протечёт. Неважно, для чего это делает федеральный Центр. Nothing in my backyard, и ничего личного.

 

Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Сокин Алексей Анатольевич
Я на других сервисах -      



FacebookTwitterGoogle +1Vkontakte10 Give

Для того, что бы сообщить друзьям - нажмите на кнопки:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Архив новостей за:
Новости приёмной [3]
Ответы на обращения граждан
СМИ о Сокине А.А. [12]
СМИ о А.А. Сокине

Категории раздела
Новости приёмной [3]
Ответы на обращения граждан
СМИ о Сокине А.А. [12]
СМИ о А.А. Сокине
Ваш персональный помощник



Наши информационные партнеры:

Наш Омск


МК в Омске
Федерация Омских Профсоюзов

Подписка на новости.
Введите свою почту:


Сокин Алексей Анатольевич, сайт сенатора Сокина А.А. | All Rights Reserved | 2018 | |
|